Интервью для портала Apps4All

05.09.2012

Перед своим докладом на Втором Международном Форуме разработчиков Apps4All Вадим Митякин рассказал в интервью порталу о своих прогнозах развития рынка мобильных приложений.

Россия занимает 11-е место в мире по дефициту квалифицированных кадров. В нашей стране 44% опрошенных компаний испытывают сложности при поиске и подборе персонала необходимой квалификации. Эта проблема затронула и сферу мобильных разработок. «Единственным спасением в данной ситуации является привлечение к проектам разработчиков из регионов и выращивание собственных кадров», — считает Вадим Митякин. Своими прогнозами развития рынка мобильных приложений с Apps4All поделился основатель и генеральный директор компании «ГАЛС Софт».

Вадим, среди российских компаний бытует мнение о дефиците IT-кадров вообще и разработчиков в частности. Эта проблема особенно актуальна для сферы мобильных разработок. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем?

Да, дефицит хороших разработчиков есть на рынке. В институтах не учат на разработчиков мобильных приложений. Это системная проблема. Все разработчики мобильных приложений — самоучки. Результатом этого является то, что компании вынуждены сами растить у себя кадры. Это настолько новая сфера, что даже пока еще не сложилось нормальной культуры разработки и производственного процесса в этой области.

На мой взгляд, ситуация будет только усугубляться, так как в относительно скором времени на рынок мобильной разработки должны прийти крупные компании, которые до этого не считали его достаточно востребованным и способным генерировать крупные проекты. Это приведет к оттоку итак немногочисленного количества разработчиков из небольших команд. Единственным спасением в данной ситуации является привлечение к проектам разработчиков из регионов и выращивание собственных кадров.

По мнению аналитиков подавляющее большинство приложений не окупает затрат на свою разработку?

Существует несколько видов приложений. Если мы говорим о корпоративных мобильных приложениях, например, медийных, то окупаются они или не окупаются — все зависит от бизнес-процессов, в которые они встроены. Сейчас такой период насыщения рынка мобильными приложениями, когда вопрос их окупаемости не стоит, сейчас главное — «захват территории» в лице активных пользователей. Это касается, прежде всего, медийных приложений, т.к. различные новостные информационные ресурсы в вебе должны обязательно иметь поддержку со стороны мобильного доступа. По сути, для того, чтобы затраты на разработку начали окупаться, должна быть полностью изменена бизнес-модель компаний-поставщиков информации и контента. А это невозможно, пока пользователи не привыкнут к новому способу работы с информацией, т.е. пока подавляющее большинство пользователей не начнет потреблять контент через мобильные устройства.

Это не касается игр и некоторых других видов приложений (инструментов, сервисов). Игры — вообще отдельная категория, и она, конечно же, коммерчески успешна.

А какие мобильные решения, разработанные вашей компанией, оказались наиболее эффективными?

Вопрос эффективности больше лежит на стороне заказчика, который определяет идею мобильного приложения в своем бизнесе. Мы можем говорить скорее о достижении нами поставленных задач. В этом смысле очень показательна история с «Промсвязьбанк», когда проект, изначально начинавшийся как мобильное приложение, перерос в полноценную систему с развитой серверной инфраструктурой. Именно опыт проектов, которые мы выполняли в прошлом, помог нам оперативно спроектировать новую архитектуру и запустить проект.

Будущее за HTML5, но есть и другая позиция: HTML5 так или иначе всегда будет на шаг позади нативного решения по быстроте и качеству. Как думаете, HTML5 в конце концов вытеснит нативную разработку или будет идти с ней параллельно?

Как ни странно, сложилась ситуация, что нативные приложения вызывают у пользователя больше доверия, чем веб-аппы. Единственным фактором, который будет вынуждать разрабатывать приложения с помощью HTML5, является надежда уменьшить стоимость разработки для большого количества платформ. Но так как существуют и другие кросс-платформенные технологии, позволяющие разрабатывать нативные приложения, то HTML5 скорее всего будет доминировать в областях, связанных с отображением контента и выполнением каких-либо бизнес-функций, нежели чем в приложениях, ориентированных на активное взаимодействие с пользователем.

Интересно было бы узнать ваш прогноз: как будут развиваться основные платформы в ближайшие несколько лет — iOS, Android, BB и WP и какую платформу вы считаете наиболее перспективной?

Сейчас явно два лидера — iOS и Android. Большинство разработок делается прежде всего для этих платформ, а использование других платформ больше обусловлено желанием производителей выйти на рынок с новыми продуктами. В таком случае разработчики мобильных операционных систем инвестируют свои средства, финансируя разработку мобильных приложений за свой счет в расчете на то, что это позволит продать устройства с их операционной системой.

Если предположить, что кросс-платформенные технологии не займут доминирующее положение на рынке разработки (а судя по текущей тенденции, когда после всплеска интереса к ним обнаружилась более реалистичная их оценка, не займут), нативные приложения продолжат доминирование. Основная причина популярности той или иной платформы — наличие интересных приложений, поэтому догнать существующих лидеров все сложнее. Определяющим фактором будет являться способность андроид-устройств работать в корпоративном секторе, т.к. сейчас iOS там является более популярным. От этого будет зависеть, какая из двух платформ будет более востребована с точки зрения разработки.

Вадим, а какими системами и приложениями вы сами пользуетесь повседневно и каких вам не хватает?

По сей день самыми главными приложениями на любой платформе остаются электронная почта и браузер. От того, как реализованы эти два приложения, в принципе зависит успешность платформы в глазах большинства бизнес-пользователей. Если там плохо работает почта или браузер, на таком планшете никто не будет работать. Третье приложение — это карты, т.к. планшет полностью поменял парадигму работы с ними. Вообще главное свойство мобильных приложений — это их геолокационные возможности, когда местоположение пользователя с устройством является одним из параметров работы приложения. Без этого не было бы таких популярных приложений как foursquare и сервисов поиска различных объектов.

Мобильные приложения как стартапы — возможны ли в России и с чего бы вы начали построение такой компании? Возможно ли реализовать компанию, которая живет только за счет выпуска пользовательских мобильных приложений?

В настоящий момент полезные и коммерчески успешные мобильные приложения всегда являются продолжением не менее полезных и коммерчески успешных интернет-сервисов, добавляя им за счет мобильности новые качества. Это касается как пользовательских, так и бизнес-приложений. Отдельно стоят игровые приложения, но где вы сейчас видели офлайн-игры? Поэтому вряд ли можно говорить о возможности реализации полноценного сервиса только на мобильной платформе.

У вас богатый опыт выступления на IT-конференциях. Что, на ваш взгляд, не хватает российским площадкам для того, чтобы быть максимально полезными и интересными целевой аудитории?

Чтобы мероприятия были максимально полезны и интересны, надо чтобы изменилась целевая аудитория. Сейчас большинство участников конференций — это участники этой отрасли, которые хорошо знают друг друга. Важно привлекать людей не только из индустрии, но и людей, которые потенциально будут пользоваться продуктами индустрии, которые используют мобильные технологии в своей работе, но не являются их создателями.

Вы планируете принять участие в качестве спикера II Форума Apps4All дискуссионной панели «Мобильные приложения для финансового сектора». Чем хотелось бы поделиться с коллегами?

Финансовый сектор интересуют деньги и сроки, т.е. стоимость разработки мобильных приложений для банковских сервисов и возможность быстро предоставить своим клиентам такие приложения. С учетом большого количества платформ, для которых требуется разработка, вопрос кросс-платформенных технологий — один из важнейших. В своем докладе мы подробно разберем возможности сокращения сроков и стоимости проектов за счет использования технологий, позволяющих вести разработку приложений одновременно для нескольких платформ.